Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Уважаемые родители/законные представители!
-
Обращаем Ваше внимание на изменение порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, находящейся на территории Смоленской области, при условии признания семьи малоимущей.
Для получения компенсации необходимо представить следующие документы:
- Заявление о выплате компенсации;
- Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность с указанием места жительства родителя /законного представителя;
- Копия свидетельства о рождении ребенка, поступающего в ДОУ;
- При наличии в семье старших детей представляются копии свидетельств о рождении;
- Справка о составе семьи;
- Копия банковского лицевого счета;
- Копия свидетельства о заключении брака или свидетельства о расторжении брака (при наличии);
- Копия СНИЛС ребенка и родителя /законного представителя;
- Справка о назначении на ребенка государственного пособия или предоставляются документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи, входящего в ее состав, за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
- Согласие на обработку персональных данных.
-
Для неработающих граждан (дополнительно):
- Копия трудовой книжки;
- Справка органа государственной службы занятости населения о регистрации /отсутствии регистрации в качестве безработного.
-
Для обучающихся по очной форме обучения (дополнительно):
- Справка об обучении в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, научной организации, духовной образовательной организации или нахождении в академическом отпуске по медицинским показаниям.
-
Для опекунов (дополнительно):
- Справка органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области о получении (неполучении) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.
-
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, находящейся на территории Смоленской области (далее - образовательная организация), при условии признания семьи малоимущей.
Право на получение компенсации подтверждается родителем (законным представителем) ежегодно.
В целях настоящего Порядка под малоимущей семьей понимается семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области.
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилия
-
Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);
* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях обучающихся ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей) заполняются карты обучающихся, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и обучающихся, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями обучающихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывющегося в ситуцации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- утомленный, сонный вид;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
-
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в выраженном страхе взрослых;
- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм;
- в боязливости ребенка.
-
С целью профилактики неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Признаки неблагополучия в семье
1.Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2.Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3.Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4.Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5.Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6.Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7.При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8.Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут на имя заведующего ДОУ докладную о причине неблогополучия семьи.
Алгоритм работы с неблагополучной семьей
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.
Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально - педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
- выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;
- участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
- поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
- работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
- защита интересов опекаемых;
- законодательное просвещение;
- практические мероприятия для семьи.
-
2. Многодетные семьи:
- содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
- организация благотворительной помощи;
- рекомендации по организации семейного досуга;
- профориентационная работа;
- законодательное просвещение;
- совместные мероприятия для детей.
-
3. Неполные семьи:
- оказание необходимой помощи в получении пособий;
- педагогическое консультирование;
- профилактика асоциально-аморального поведения;
- организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
- законодательное просвещение.
-
Проблемные семьи:
- изучение динамики развития проблемы семьи;
- общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
- законодательное просвещение.
-
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Механизм выявления семей, находящихся в СОП или трудной жизненной ситуации в ДОУ:
1. Создание банка данных детей, посещающих ДОУ (Сетевой город. Образование)
2. Заполнение социального паспорта групп ДОУ (выявление социально - бытовых условий проживания воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст, профессия и национальность).
3. Формы работы ДОУ с семьями, находящимися в СОП или ТЖС:
индивидуальные беседы воспитателя с родителями;
индивидуальные беседы заведующего детским садом с родителями;
индивидуальные консультации и беседы со специалистами ДОУ по преодолению сложных жизненных ситуаций;
в случае необходимости сотрудничество ДОУ с организациями социальной защиты населения или УМВД России по г.Смоленск