Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
ПАСПОРТ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА ( ЛОГОПУНКТА) СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА (в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9x12) 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Умывальник 1 шт. 5. Классная доска 1 шт.
6. Шкафы для пособий 2 -З шт.
7. Стол канцелярский 1 шт.
8. Стулья 5 шт.
9. Комплект «парта — стул» 1 шт.
10. Песочные часы 1 шт.
11. Секундомер 1 шт.
12. Метроном 1 шт.
13. Магнитофон 1 шт.
14. Компьютер 1 шт.
15. Фланелеграф или наборное полотно 1 шт.
16. Разрезная настенная азбука 1 шт.
17. Касса букв (индивидуальная) 10 шт.
18. Настенная слоговая таблица 1 шт.
29. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.
20. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.
21. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).
22. Методическая литература.
23. Различные речевые игры.
24. Настольные игры, игрушки, конструкторы.
25. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.
26. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога Расположение кабинета.
Кабинет педагога-психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный. Цветовое сочетание и общий фон не яркие и не подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные тона. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом. Методический материал: литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально- личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности, различные материалы консультаций для родителей. Обязательным является наличие игрушек, которые располагаются на нижних полках шкафа, малыши могут свободно достать их. Наличие свободного пространства для игр и занятий. Для релаксации и психического расслабления имеется магнитофоном и музыкальные произведения для релаксации. Для развивающих занятий имеются детские столики, магнитная доска, компьютер. Для организационно-планирующей деятельности имеется письменный стол, стул, необходимые материалы и средства для работы (канцтовары). Наличие компьютера в кабинете существенно облегчает организационную и методическую работу педагога-психолога.
Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф-стеллаж. Оборудование кабинета:
1. Шкаф-стеллаж для документации, методической литературы, инструментария.
2. Оргтехника: Компьютер, магнитофон, калькулятор.
3. Аудиокассеты, диски с произведениями классической музыки, звуками природы, релаксационным композициями, детскими песнями различного эмоционального содержания.
4. Секундомер.
5. Часы настенные, часы будильник.
7. 2 стула для взрослых.
9. Стол детский для занятий.
10. Письменный стол.
11. Зеркало (для занятий с детьми).
Примерный перечень рабочего материала:
1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования.
Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования:
Нервно-психическое развитие
Воображение
Речь
-Мышление
Самооценка
Моторика
Память
Статус в группе
Навыки
Сенсорика
Эмоциональное развитие
Внимание
Произвольность
Готовность к школьному обучению.
2. Сюжетные и образные игрушки:
3. Мозаика .
4. Книги для просмотра детьми.
5. Лото – тематика по предпочтениям (фрукты, овощи, животные, транспорт).
6. Счетный материал
7. Игрушки-забавы.
8. Настольные, развивающие, дидактические игры: Развиваем память; Развиваем мышление; Развиваем внимание; Развиваем воображение; Лабиринты; Наши чувства и эмоции; Подбери картинку; Рукавички; Поймай рыбку; Волшебные узоры; Что к чему и почему; Предметы и контуры; Что лишнее; Истории в картинках; Любить прекрасное; Забавные превращения.
9. Эмоциональный уголок: выставка картинок с эмоциями радости, грусти, страха, удивления.
10. наборы картинок «Найди отличия».
11. Перспективные планы коррекционно-развивающих занятий с детьми. Психологическое сопровождение адаптационного периода, мероприятия по адаптации детей к детскому саду. Психогимнастика. Социально-эмоциональное развитие детей. Развитие познавательных процессов. Подготовка к школе. Релаксация. Работа со страхами. Снижение уровня страхов. Развитие внимания. Развитие коммуникативных навыков общения. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми. Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми. Сказкотерапия. Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка.
12. Демонстрационный и раздаточный материал к коррекционноразвивающим занятиям. Эмоциональные зеркала Эмоциональный альбом Сюжетные картинки по разделам Тематические карточки
13. Канцтовары
14. Методическая литература.
15. Документы, формы учета деятельности и отчетность.
ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
1.ГРАФИК РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
День недели Время
понедельник 13.00-19.00
вторник 07.00-15.00
среда 08.00-16.00
четверг 13.00-19.00
пятница 08.00-15.00
Выдача учебно-методической литературы
ежедневно с 13.30-14.30
Собрания педагогического коллектива
четверг 13.15-14.00
В отсутствие старшего воспитателя ключ от методического кабинета на вахте
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Год создания 1961 2011 Общая площадь 6 кв м Ответственный Старший воспитатель Соскова А.В.
3.ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА
3.1. Мебель:
Шкаф для книг
Стол компьютерный
Стеллаж для книг
Стулья
Шкаф для демонстрационных и учебных пособий
Технические средства
Компьютер + процессор 2
Магнитола 1
Колонки 4
Принтер 1
Ксерокс 1
Постоянное оформление
1 Информационный стенд «Методический уголок» 1
2 Доска магнитная передвижная с набором маркеров 1
3 Выставка учебно-методической литературы на книжном стеллаже 1
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объект | Наименование | Оснащение |
Совмещенный музыкальный и спортивный зал |
Непрерывная образовательная деятельность Утренняя гимнастика Досуговые мероприятия, Праздники Театрализованные представления Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей |
Телевизор, музыкальный центр, приставка DVD, Пианино Детские музыкальные инструменты Различные виды театра, ширмы Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия Модули Тренажеры Нетрадиционное физкультурное оборудование Стенка для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутовТелевизор, музыкальный центр, приставка DVD, Пианино Детские музыкальные инструменты Различные виды театра, ширмы Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия Модули Тренажеры Нетрадиционное физкультурное оборудование Стенка для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутов |
Медицинский кабинет |
Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно-просветительская работа с родителями, детьми и сотрудниками ДОУ |
Процедурный кабинет Оборудование медицинского кабинета (см. паспорт медицинского кабинета) |
Коридоры, холлы ДОУ | Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ, детьми и родителями |
Стенды для родителей, визитка ДОУ |
Участки |
Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность Трудовая деятельность |
Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное и спортивное оборудование Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Огород, цветники, экологическая тропа
|
Огород | Предназначен для опытно исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью метеоплощадка | |
Развивающий центр «Физкультурный уголок» | Удовлетворение двигательной активности |
Лесенки-стремянки Скакалки, обручи, мячи Нетрадиционное спортивное оборудование Атрибуты для подвижных игр Атрибуты для спортивных игр Оборудование для проведения утренней гимнастики Картотеки утренней, дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастик |
Развивающий центр «Уголок природы» | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику Макеты Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. Материал по астрономии (ст, подг) Центр воды и песка (вторая группа младшего возраста) |
Развивающий центр «Строительная мастерская |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества . Выработка позиции творца |
Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы (младший возрастс крупными деталями) Конструкторы с металлическими деталямистарший возраст Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст Транспортные игрушки Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома , корабли, самолёты и др.) |
Развивающий центр «Игротека» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей |
Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования |
Развивающий центр «Сюжетно-ролевая игра» | Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта |
Атрибутика с-р игр по возрасту детей:Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье») Предметы заместители |
Развивающий центр «Островок безопасности» | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности |
Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП Макеты перекрестков, районов города, Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения |
Развивающий центр «Краеведческий уголок» |
Расширение краеведческих представлений детей , накопление познавательного опыта |
Государственная символика (Смоленской области) Образцы русских костюмов Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы народно- прикладного искусства Предметы русского быта |
Развивающий центр «Книжный уголок» |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию |
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Иллюстрации по темам образовательной деятельности Материалы о художниках – иллюстраторах Портрет поэтов, писателей (старший возраст) Тематические выставки |
Развивающий центр «Театрализованный уголок» | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях |
Ширмы Элементы костюмов Различные виды театров (в соответствии с возрастом) Предметы декорации |
Развивающий центр «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведенийизоискусства Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства |
Развивающий центр «Музыкальный уголок» | Развитие творческих способностей в самостоятельноритмической деятельности | Детские музыкальные инструменты Портреты композиторов (старший возраст) Магнитофон Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки- самоделки Музыкально- дидактические игры Музыкально- дидактические пособия |
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
Музыкальный и спортивный зал совмещен с группой,
Медицинский кабинет,
Коридоры, холлы ДОУ,
Участки,
огород.
Развивающие центры в группах ДОУ
Развивающий центр «Физкультурный уголок»
Развивающий центр «Уголок природы»
Развивающий центр «Строительная мастерская"
Развивающий центр «Игротека»
Развивающий центр «Сюжетно-ролевая игра»
Развивающий центр «Островок безопасности»
Развивающий центр «Краеведческий уголок»
Развивающий центр «Книжный уголок»
Развивающий центр «Театрализованный уголок»
Развивающий центр «Творческая мастерская»
Развивающий центр «Музыкальный уголок»
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк»
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ включает в себя: методическую и справочную литературу, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, Электронные образовательные ресурсы Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Книги совместного пользования. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники). Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Ведется систематический каталог журнальных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд учитывается.
Наличие оборудованных объектов спорта
Паспорт спортивной площадки МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк»
Перечень оборудования спортивной площадки
Лазание и перелезание Гимнастические лестницы 6мХ3м 6шт
Равновесие Гимнастическое бревно 5м 1шт.
Метание Баскетбольный щит 1мХ1м 1шт.
Метание Стойка для крепления волейбольной сетки 2м 1шт.
Прыжки Прыжковая яма с песком 2мХ4м 1шт.
Паспорт физкультурных уголков в группах МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк»
1. Цель: Способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметноигровой среды детского сада.
2. Задачи: 1.Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений.
2.Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.
3.Формирование двигательных навыков с использований пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.) 4.Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость
. 5.Укрепление мышечного корсета и развитие разных групп мышц
6.Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий
7.Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений.
8.Возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.
9.Предупреждение сколиоза и плоскостопия.
10.Формирование и закрепление правильной осанки.
11.Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Требование к оформлению пособий и к подбору оборудования
1. Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.
2.Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
3.Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
4. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
5. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников.
6. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
Техническое обеспечение 1. Обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления.
2..Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
3. Магнитофон: диски с музыкой.
Требования к использованию пособий и оборудования:
1.Развивать двигательную сферу детей дошкольного возраста через выбор определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.
2. Создавать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. (Например, дети преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.).
3.Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.
РАЗДЕЛЫ: 1. 1.Подвижные игры 2. 2.Дидактические игры 3. 3.3.Спортивные игры 4. 4.Общеразвивающие упражнения: физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами. 5. 5.Основные виды движения 6. 6.Традиционное оборудование: 7. 7.Нетрадиционное оборудование: различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), 8. 8.Наглядное пособие ( маски, воронки из пластиковых бутылок, изготовление мягких игрушек для развития мелкой моторики, пособия для дыхательной гимнастики )
Пособия для различных подвижных игр.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Вторая младшая группа № 1 «Акварельки»
1.Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
2. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазанья. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
3.Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.).
4.Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
5.В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками). Размещение физкультурного оборудования Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах используеся секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.). Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования для второй младшей группы Для ходьбы, бега и равновесия
1.Валик мягкий Длина 150 см Диаметр 20 см 1
2.Доска с ребристой поверхностью Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см 1
3.Модуль "Змейка" Длина 100 см Высота 15 см 2
4.Коврик, дорожка массажные, со следочками 4
5.Кольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см 1
6.Куб деревянный Ребро 20 см 5
7.Обруч большой Диаметр 95-100 см 1 Для прыжков 1.Куб деревянный Ребро 20 см 5 2.Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2 3.Обруч малый Диаметр 50-55 см 5 4.Шнур короткий Длина 75 см 5 5.Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 1 6.Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 2 7.Мяч резиновый Диаметр 10 см 5
8.Шар цветной (фибро-пластиковый) Диаметр 20-25 см 2
9.Для ползанья и лазанья Лабиринт игровой 1
10.Полукольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см
1 .Для общеразвивающих упражнений 1.Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10 2.Лента цветная (короткая) Длина 50 см 10 3.Мяч массажный Диаметр 8-10 см 10 4.Обруч плоский Диаметр 40 см 10 5.Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10 6.Флажок 10
Средняя группа № 2 «Конфетти» Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения.
Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей. Размещение физкультурного оборудования В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты. Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей. В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы. С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе. Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы Для ходьбы, бега, равновесия Коврик массажный Длина 75 см, Ширина 70 см 10 Шнур длинный Длина 150-см,Диаметр 2 см 1 Для прыжков Куб деревянный Ребро 20 см 5 Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2 Обруч плоский Диаметр 40 см 3 Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10 Скакалка короткая Длина 120-150 см 3 Для катания, бросания, ловли Кегли 5 Кольцеброс (набор) 2 Мешочек с грузом большой Масса 400 г 2 Обруч большой Диаметр 100 см 2 Серсо (набор) 1 Шар цветной (фибро-пластиковый) Диаметр 20-25 см 4 Для ползания и лазанья Полукольцо мягкое Диаметр 120 см, Высота 30 см, Диаметр 5-6 см 1 Для общеразвивающих упражнений Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10 Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 10 Мяч-шар (цветной, прозрачный) Диаметр 10-12 см 5 Обруч малый Диаметр 55-65 см 10 Шнур короткий Длина 75 см 10
Старшая группа №3 «Смешарики» и подготовительная группа № 4 №Смайлики» Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации. Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность. На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым ко-льцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.). Размещение физкультурного оборудования Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп Для ходьбы, бега, равновесия Балансир-волчок 1 Коврик массажный со следочками 10 Шнур короткий (плетеный) Длина 75 см 5 Для прыжков Обруч малый Диаметр 55-65 см 5 Скакалка короткая Длина 100-120 см 5 Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 3 Кольцеброс (набор) 2 Мешочек малый с грузом Масса 150-200 г 5 Мяч большой Диаметр 18-20 см 5 Мешочек с грузом большой Масса 400 г 2 Мяч для мини-баскетбола Масса 0,5 кг 2 Мяч утяжеленный (набивной) Масса 350 г, 500 г, 1 кг 1 Мяч-массажер 2 Обруч большой Диаметр 100 см 2 Серсо (набор) 2 Для ползания и лазанья Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) 1 Для общеразвивающих упражнений Гантели детские 10 Кольцо малое Диаметр 13 см 10 Лента короткая Длина 50-60 см 10 Мяч средний Диаметр 10-12 см 10 Палка гимнастическая короткая Длина 80 см 10
ЛИТЕРАТУРА:
1. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.
2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000; 3.Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990;
4.Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
5.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
6.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
7.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981;
8.Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;
9.Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
10.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993;
11.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997;
12.Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983;
13.Организация активного отдыха детей дошкольного возраста (сценарии спортивных праздников, развлечений, спартакиад). М., 1993.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Сведения о средствах обучения и воспитания в МБДОУ "Детский сад №20 "Ручеёк"
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
• спортивное оборудование и т.п.).
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
• сотворчество педагога и обучающегося;
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
• оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
• удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
• создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
• оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
• содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебнометодических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно - пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Средства обучения и воспитания Физическое развитие:
• Обручи пластмассовые
• Палка деревянная гимнастическая
• Мячи разного диаметра
• Набор кеглей
• Кольцеброс
• Мешочки для равновесия
• Скакалки детские
• Канат для перетягивания
• Флажки разноцветные
• Ленты
• Маты… Познавательное развитие
• Наборы тематических предметных карточек
• Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
• Домино с цветными изображениями
• Шнуровки различного уровня сложности
• Игрушки-персонажи
• Набор плоскостных геометрических фигур
• Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
• Дидактические игры
• Муляжи фруктов и овощей
• Пирамидки различной величины Речевое развитие
• Наборы предметных карточек по темам
• Набор сюжетных карточек по темам
• Предметные игрушки-персонажи
• Комплекты детских книг по темам
• Иллюстрации к детской художественной литературе Художественно-эстетическое развитие
• Магнитная доска
• Мольберт
• Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
• Бумага для рисования
• Стаканчики
• Кисточки
• Карандаши простые, цветные
• Бумага цветная
• Картон цветной, белый
• Пластилин
• Доска для работы с пластилином
• Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
• Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
• Металлофон
• Комплекты костюмов театрализованной деятельности
• Шапочки для театрализованной деятельности
• Игрушки-персонажи
• Флажки разноцветные
• Куклы
• Мишура
• Напольный конструктор деревянный
• Наборы настольного конструктора.
Технические средства обучения Экранно-звуковая аппаратура:
• Пианино
• Музыкальный центр
• Телевизор
Вспомогательные технические средства:
• Цифровой видеопроектор
• Экран
Носители информации:
• Тематические презентации
• Цифровые музыкальные аудиозаписи
• Фонотека, видеотека
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационных сетях в МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк».
Информационная база ДОУ оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в интернет;
- сайт детского сада.
Активно используется электронная почта для документооборота, сбора и обмена управленческой и статистической информации. Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной, образовательной деятельности. Сайт является визитной карточкой детского сада. Основной задачей сайта является освещение воспитательно- образовательной работы, событий, жизни детского сада.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Перечень электронных образовательных ресурсов
Перечень электронных образовательных ресурсов МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк»
Медиатека - (англ.«носитель» +греч. «Место хранения») - организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, предоставляет всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и способствует повышению квалификации педагогов.
Разделы: 1. Электронные образовательные ресурсы МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк» г. Смоленска
1.1. Нормативно-правовая база в электронных документах.
1.2. Медиатека для педагогов.
1.3. Обучающие и развивающие программы по отдельным направлениям
1.4. Мультипликационные фильмы по программным литературным произведениям
1.5. Аудио сборники для детей младшего возраста
1.6. Детские аудиоэнциклопедии
1.7. Медиатека для родителей .
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «РУЧЕЁК»
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТАХ - Нормативно-правовые документы МБДОУ «Детский сад № 20 «Ручеёк»» - «Организация платных дополнительных образовательных услуг в учреждениях системы дошкольного образования» - Учебно-методический комплекс «Повышение квалификации на рабочем месте» -Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении под ред. В.С. Басюка, Е.А. Мухарской -Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях Л.Д. Калачева, Л.Н. Прохорова
1.2. МЕДИАТЕКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- DVD «Игры своими руками» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Метод проектов в образовательной работе детского сада» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Театр в детском саду» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Куклы» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Сказка в детском саду» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Секреты природы» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Школа здоровьесбережения» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Я – сам!» - поддержка детской инициативы (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «По пути к празднику» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Математика вокруг нас» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Упаковка превращается» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Разновозрастная группа детского сада» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Природа в творчестве детей и взрослых» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Шедевры своими руками» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Музыкально-игровая среда детского сада» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Качество дошкольного образования» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Проекты для детей и взрослых» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Возвращение игры» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Экологические праздники в детском саду» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Встречаем Новый год» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Самостоятельны и компетентны» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Волшебная бумага» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Нестандартное оборудование для двигательной активности» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Образовательная программа ДОУ» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Путешествие по мини-музеям детского сада» (библиотека журнала «Обруч»
- DVD «Космос: Солнце, планеты, Земля» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Растем здоровыми» (библиотека журнала «Обруч»)
- DVD «Дизайн интерьеров детского сада»
- DVD «Проекты детского сада: образование для устойчивого развития»
- DVD «Природа и фантазия»
- DVD «Программа «Наш дом – природа» (поддержка детской деятельности и инициативы) (библиотека журнала «Обруч»
- DVD «Народные игры и игрушки» (библиотека журнала «Обруч»)
- Аудио Т. Овчинникова «Логопедические распевки»
- Аудио «Пальчиковые игры»
- Хрестоматия литературных произведений по программе «Детство»
- Электронная версия журнала «Дошкольное образование» 2011 г.
- Электронная версия журнала «Дошкольное образование» 2012 г.
- Электронная версия журнала «Дошкольное образование» 2013 г 1.4. ОБУЧАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- DVD «Азбука безопасности на дороге» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Мультипликационная арифметика-малышка» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Чудеса света с тетушкой Совой и домовенком Непослухой» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Уроки живой природы с тетушкой Совой» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Уроки доброты с тетушкой Совой и домовенком Непослухой» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Английский для детей с тетушкой Совой» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Уроки хорошего поведения» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Веселое новогоднее приключение: где и как встречают Новый год» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Времена года с тетушкой Совой» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Двенадцать месяцев» (развивающий видеоматериал для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ)
- DVD «Мои домашние питомцы» (творческое объединение «Маски»)
- DVD «Электронные дидактические комплексы для детей» (выпуск 1)
- DVD «Электронные дидактические комплексы для детей» (выпуск 2)
- DVD «Время: часть-целое» (библиотека журнала «Обруч») 5 - DVD «Уроки осторожности»
- Аудио хрестоматия (2-я младшая группа) - Аудио хрестоматия (средняя группа)
- Аудио хрестоматия (старшая группа)
- Аудио хрестоматия (подготовительная группа)
- Мультфильмы на тему «Осень»
- Сборник мультфильмов на тему «Безопасность»
- «В стране дорожных знаков» (презентации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения)
- Музыкальная сказка «Новые приключения в городе Поющих светофоров»
- Аудиокурсы «ПДД для малышей
– «Как вести себя на улице»
- Аудио «Сказки братьев Гримм»
- Аудио «Василиса Прекрасная»
- Аудио «Приключения Незнайки и другие рассказы Н.Носова»
- Аудио «Русские народные сказки»
- Аудио «Бабушкины сказки»
- Аудио «Волшебная азбука. Как гномы буквы искали» (изд-во «Два жирафа»)
- Аудио «Русские сказки для самых маленьких»
- Аудио Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»
- Аудио «Детские песенки»
- «Знакомство с национальной культурой «Как появилась матрешка» (Адаптированные рассказы для детей.
Презентации. Конспекты занятий)
1.5. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ ПО ПРОГРАММНЫМ ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ - «Королева зубная щетка» - «Мойдодыр» - «Про бегемота, который боялся прививок» - «Волк и семеро козлят» - «Теремок» - «Мишка-задира» - «Два жадных медвежонка» - «Приключения Чиполлино» - «Стрекоза и муравей» - «Лягушка-путешественница» - «Гуси-лебеди» - «Жихарка» - «Цветик-семицветик» - «Мороз Иванович» - «Бобик в гостях у Барбоса» - «Царевна-лягушка» - «Сказки старого дуба» - «Заяц Коська и Родничок» - В. Сутеев «Дядя Миша», «Палочка-выручалочка», «Яблоко» - «Топтыжка» - «Снежная королева»
1.5. АУДИОСБОРНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА - Потешки» - В. Железнова «Катенька и кот» - «Баюшки-баю» (русские народные сказки для самых маленьких) - «Так или нет?» (пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте) - «Что такое хорошо и что такое плохо?» (пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте)
1.6. ДЕТСКИЕ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИИ - «Как устроен человек» (детское издательство «Елена») - «Знакомство с театром» (детское издательство «Елена») - «Картинная галерея» (детское издательство «Елена») - «Великая Отечественная» (детское издательство «Елена») - «Россия в 1812 году» (детское издательство «Елена») - Большая детская аудиоэнциклопедия «Любознайка» - «Я ребенок. У меня есть права»
1.7. МЕДИАТЕКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - Аудио Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» - Аудио Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»